Вы сейчас просматриваете Как приучить ребенка к самостоятельности, чтобы он мог оставаться дома один

Как приучить ребенка к самостоятельности, чтобы он мог оставаться дома один

Посреди рабочего дня практически в любом офисе можно встретить женщину, «рычащую» по телефону: «Ты точно поел? Скажи честно! Если я приду, а ты даже не садился за уроки, смотри у меня». Мать чувствует, что она никак не влияет на то, что сейчас происходит дома, а ребенок знает: мама далеко, а вечер еще не скоро. В результате те несколько часов, которые называются «второй половиной дня», проходят максимально неэффективно. Школьник ничего не делает, но толком и не отдыхает. И это еще полбеды. А он еще может остаться голодным или что-нибудь натворить! Для того чтобы родители могли быть спокойны, когда их чадо находится дома в одиночестве, ребенка сначала нужно приучить к самостоятельности и самодисциплине. Но как это сделать? Предлагаем читателям сайта «Новый Домострой» узнать, что по этому поводу советуют психологи.

 

Возраст, в котором дети могут оставаться одни дома

Взрослые стараются не оставлять детей до 12 лет дома без присмотра. Из-за повышенной тревожности своих родителей большинство мальчиков и девочек либо коротают вторую половину дня на продленке, либо проводят время с бабушкой или дедушкой, либо сразу после школы посещают секции и кружки. В результате вырастает поколение, не умеющее себя организовать. А между тем возраст до 12 лет – именно тот период, когда ребенка можно научить распоряжаться собственным временем. Далее наступает подростковый возраст, вступая в который, дети становятся менее контролируемыми, так как «разучиваются» слушать родителей.

С точки зрения психологов, детей можно оставлять одних дома с 7 лет. Разумеется, при условии, что ребенок организован, внимателен и не охвачен страхами. Начинать следует с небольших 15-минутных промежутков, постепенно увеличивая время своего отсутствия.

Важно: родители обязательно должны учитывать психологическое состояние школьника и быть уверенными в том, что он будет следовать необходимым рекомендациям.

девочка одна дома

Как понять, что ребенок готов принять ответственность за самого себя

Будьте объективны, отвечая себе на вопрос, готов ли ваш ребенок оставаться время от времени один дома. Одни дети в 6 лет способны разогреть себе обед и готовы самостоятельно проехать пару остановок на автобусе, другие еще в 10 лет боятся темноты, поэтому спят, крепко обхватив мамину руку.

Возраст – лишь один из факторов, который нужно брать во внимание, принимая решение оставлять ребенка без присмотра или нет. Родители должны учитывать уровень организованности своего малыша, особенности его характера, степень эмоциональности и любознательности. Ниже дан список вопросов, ответив на которые, будет проще понять: ребенок уже достаточно большой и сможет пару часов провести без взрослых или он еще не в состоянии позаботиться о себе сам.

Что нужно выяснить:

  • не боится ли ребенок темноты и не пугается ли он неожиданных звуков;
  • в состоянии ли он обходиться без мамы в течение получаса и более (ребенок знает, чем себя можно развлечь, когда взрослые заняты);
  • способен ли он самостоятельно наливать себе воду, брать из холодильника еду и разогревать ее хотя бы в микроволновке;
  • умеет ли ребенок пользоваться телефоном, открывать и закрывать двери;
  • выработались ли у него навыки безопасного поведения (он знает, что нельзя открывать окна, совать посторонние предметы в розетки и т. д.);
  • понимает ли он, почему мама вынуждена его оставлять ненадолго одного, и, главное, не против ли он быть таким самостоятельным.

Перед тем как оставить ребенка одного дома, пусть даже ненадолго, следует поинтересоваться, что он сам думает по этому поводу. Одни дети любят, когда квартира остается в их полном распоряжении, другие сидят и дрожат, пока домой не вернется кто-нибудь из взрослых.

Если дома предстоит оставаться двум и более детям, подумайте, умеют ли они решать спорные вопросы мирным путем. Как часто они ссорятся? Переходят ли эти ссоры в драки? Если взрослым часто приходится вмешиваться в детские игры, возможно, следует подумать о том, чтобы братья и сестры проводили время после школы в разных местах.

Важно: есть детки, которые боятся не столько находиться дома одни, сколько брать ответственность за самих себя. Оставаясь без присмотра, они превращаются в сторожевых собак: начинают прислушиваться к каждому шороху и бояться, сами не зная чего. Как правило, такие соглашаются оставаться одни, но делают это крайне неохотно.

один дома

Как подготовить ребенка к пребыванию дома без взрослых

Современные дети вынуждены часто оставаться одни дома. Родителям приходится много работать, к тому же у них имеются свои сугубо взрослые дела. А бабушки с дедушками живут далеко. Однако ребенок в такие моменты не чувствует себя брошенным. Он знает, что у него есть заботящиеся мама и папа, которые, скорее всего, ради этой заботы и оставляют его на какое-то время одиноким хозяином в доме. И, тем не менее, нельзя просто взять и оставить ребенка на полдня одного.

  • Приучайте ребенка к самостоятельности постепенно. Первое время можно ограничиться десятью минутами. Этого времени хватит для посещения ближайшего магазина. Далее отсутствие мамочки постепенно увеличивается до 20, после до 30 минут. Нельзя, чтобы до 8-летнего возраста дети оставались одни более чем на 1,5-2 часа.
  • Важно, чтобы ребенок понимал причину, по которой он остается один дома.
  • Всегда сообщайте, во сколько будете дома и не опаздывайте ни на минуту. Ребенок может запаниковать, особенно если ему меньше 10 лет. В период с 7 до 9 лет детки очень боятся, что с их родителями может что-то случиться.
  • Обязательно оставьте ребенку телефон, заранее убедившись, что он заряжен, и звоните ему каждые полчаса. Если у него еще нет мобильного, снабдите его им и запрограммируйте «горячие клавиши» на номера обоих родителей и близких родственников, чтобы в случае необходимости он мог позвонить кому-нибудь из взрослых, нажав на одну цифру.
  • Вернувшись, поинтересуйтесь у ребенка, чем он занимался, не было ли ему страшно.
  • Не ругайтесь, если малыш успел немного нахулиганить. Поведение детей, остающихся в пустой квартире, всегда выходит за границы дозволенного мамой. Причина тому – обычное любопытство.
  • Помните, в квартире ребенка подстерегает множество опасностей. Перед выходом из дома убедитесь, что убрали подальше все лекарства, острые предметы, спички и зажигалки, перекрыли газ и т. д. Весьма вероятно, что любопытный малыш внимательно осмотрит весь дом. Поэтому желательно подальше убрать любые вещи, которые представляют ценность (украшения и важные документы) или по поводу которых вы бы не хотели объясняться с детьми (например, презервативы).

Даже если ребенок у вас послушный, самостоятельный и не пугливый, даже любит немного похозяйничать дома один, он вряд ли достаточно организован в свои 8-10 лет, чтобы первым делом поесть и выучить уроки, а потом уже заняться играми или чем-то другим, что более легко и интересно. Поэтому контролировать его все-таки придется, но делать это нужно не навязчиво.

дети одни дома

Как проконтролировать жизнь детей во второй половине дня

Неизвестно почему, но факт остается фактом: ребенок не умеет «чувствовать» время и не всегда способен определить, когда он голоден или замерз. Приходя из школы, он предается восхитительному ничегонеделанию, изредка прерываемому попытками сделать уроки.

Постарайтесь приучить ребенка жить по плану: «Вот ты приходишь из школы, в твоем распоряжении есть 5 часов. Смотри: сначала ты обедаешь и немного отдыхаешь, потом делаешь уроки и выполняешь обязанности по дому, все оставшееся время – в твоем распоряжении».

На выполнение заданных на дом упражнений и поручений родителей у ребенка должно уходить около 50% времени, 40% – занимать отдых, согласованный с родителями, 10% – оставаться на свободное время, когда школьник сам выбирает, чем ему заняться.

Обратите внимание: отдых и свободное время – разные вещи. Во втором случае речь идет о занятиях, позволяющих «забыть» про одно дело и перейти к выполнению другого. Даже если вы не оставите в расписании времени для безделья, оно все равно появится, только при этом вы будете нервничать, что ребенок никак не усядется за уроки.

Имейте в виду, что поначалу школьник будет выполнять лишь десятую часть из запланированного, а значит, его обязанности по дому должны быть небольшими. И еще: без стимула могут заниматься делом только высокоорганизованные от рождения дети! Ребенку должно быть выгодно помогать взрослым по дому и делать уроки до прихода родителей. Поэтому придумайте какое-нибудь поощрение за выполнение детских обязанностей.

Наверняка многие родители возразят: «Мы каждый день делаем уроки до глубокой ночи, а здесь речь идет еще о каких-то домашних обязанностях». Если на выполнение упражнений, заданных на дом, уходит больше двух часов, это может свидетельствовать о том, что ребенок устал, испытывает стресс (часто дети тратят на выполнение простых упражнений много времени, так как волнуются, что не успеют выполнить все задания), не может сосредоточиться из-за постороннего шума либо же не овладел образовательным материалом.

Иногда родители жалуются, что ребенок не обедает и ходит в школьной форме до самого вечера. С этим придется смириться. Дети не считают уход за одеждой своей обязанностью, поэтому просто забывают переодеться – это раз. Пока ребенок не осознает, что питаться всухомятку вредно, он не будет нормально обедать – это два. Сколько среди взрослых тех, кто вспомнит, как в детстве они разогревали суп, а потом выливали его, чтобы мама думала, что они нормально поели? К сожалению, чрезмерный контроль провоцирует вранье.

Важно: дистанционно контролировать ребенка, как правило, не получается. Телефонные разговоры на повышенных тонах приводят к непониманию между родителями и детьми: взрослые раздражаются, а школьники привыкают к тому, что на них кричат, и перестают слушать, что им говорят.

Звонить оставшемуся одному дома чаду, конечно же, целесообразно: с целью уточнить, все ли дома в порядке, напомнить о чем-то. Однако не пытайтесь по телефону заставить сына или дочь делать что-0то из того, что он категорически отказывается делать.

Вечером, придя домой, обязательно поговорите с детьми и проверьте, как они провели день, справились ли с уроками и вашими поручениями. Если результат вам понравится, поощрите ребенка, и он будет стараться повторить свой успех.

Обязательным элементом поведения родителя является компенсация отнятого у малыша времени. Самая частая причина разногласий между детьми, остающимися одни дома, и родителями заключается в том, что последние, приходя домой с полной головой проблем, не уделяют первым достаточного внимания.

как приучить ребенка оставаться дома одному

Не вините себя в том, что обстоятельства заставляют вас оставлять ребенка одного дома. Главное, чтобы он не чувствовал себя брошенным. На самом деле существуют разные способы поддержания контакта с детьми: от прогулок и звонков до записок и оставления чего-нибудь вкусненького на столе.

Никто из взрослых не может контролировать своего ребенка круглосуточно. Рано или поздно придет время, когда он начнет оставаться дома один. Как приучить ребенка к самостоятельности, вы теперь знаете. Не торопите события, и ваше чадо научиться правильно организовывать свое время.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий