Вы сейчас просматриваете Ребенок-левша: советы родителям

Ребенок-левша: советы родителям

В мире праворуких левшам приходится довольно сложно, и если родители вдруг начинают подозревать, что их чадо относится к представителям меньшей, леворукой, части человечества, они начинают паниковать и гадать, нельзя ли ребенка «переделать», то есть переучить. Что же на самом деле нужно делать родителям, если ребенок – левша? В первую очередь, конечно, постараться понять, чем вызвана его леворукость, и помочь адаптироваться к праворукому миру.

Причины леворукости

002У многих из нас есть знакомые, которым почти все удобнее делать левой рукой. Зайдя к ним домой, мы не можем не заметить, что многое здесь стоит и лежит как бы «наоборот»: настольная лампа на письменном столе находится с правой стороны, ручки сковородок на кухне тоже повернуты вправо и так далее. Нам в этой обстановке становится слегка некомфортно, как будто мы попали в другой мир, напоминающий зеркальное отражение нашего мира. Нам неудобно писать, когда свет льется справа, так как наша тень падает на бумагу. Нам неудобно переворачивать котлеты левой рукой, придерживая сковороду за ручку правой. Точно так же нелегко приходится в нашем праворуком мире и левшам. Тем более, что некоторым из них даже читать удобней не слева направо, а наоборот – справа налево. Им трудно осваивать технические профессии, тогда как музыкантов, художников и спортсменов среди левшей, напротив, очень много. Связано это с тем, что у левшей правое полушарие головного мозга активнее левого, тогда как у праворуких, наоборот, доминирует левое полушарие. Но это если речь идет именно о левше, а не просто о человеке, у которого ведущей является левая рука. Ведь причиной леворукости может быть не только активная работа правого полушария.

Причин леворукости может быть несколько:

  1. Специалисты говорят о наличии так называемого «генетического левшества», когда леворукость передается по наследству от одного из родителей. Если левши у малыша и мама, и папа, то он уже почти наверняка тоже окажется левшой. Каким образом передается этот признак, ученые наверняка еще не установили, но имеено наследственное левшество и является самым распространенным. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития.
  2. Совсем иные причины имеет «компенсаторное» левшество – оно связанно с каким-либо поражением мозга, чаще – левого полушария.  Если это произошло на раннем этапе развития ребенка, то соответствующие функции может взять на себя правое полушарие и, таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего, и при письме. У ребенка с нарушением деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики и прочие, которые, как и леворукость, будут следствиями одних и тех же причин.
  3.  Третий вид – это «вынужденное» левшество, когда выбор ведущей руки связан с травмой правой руки или является результатом подражания родным или друзьям.

Интересно:

В истории много примеров, когда левша становился известным музыкантом, художником, ученым, политиком, полководцем и так далее. Левшами были Гай Юлий Цезарь и Александр Македонский, Бенджамин Франклин и Фидель Кастро, Леонардо да Винчи и Альберт Эйнштейн, Никола Тесла и Билл Гейтс, Пабло Пикассо и Альбрехт Дюрер, Чарли Чаплин и Мэрилин Монро, Льюис Кэрролл и Марк Твен, Фредерик Шопен и Сергей Рахманинов. Этот список можно продолжать до бесконечности.

Если все дело в подражании, то ребенка можно переучить, в остальных случаях целесообразность переучивания стоит под большим вопросом.

Переучивать ли ребенка-левшу?

003Раньше вопрос, переучивать ли ребенка-левшу, в нашей стране не стоял. До 1986 года учитель даже обязан был это делать и давал соответствующие советы родителям. Сейчас такого требования нет, и детям в школе разрешено учиться писать левой рукой. Причина, по которой есть смысл переучивать левшу, существует лишь одна: удобство. Ребенку-левше трудно будет адаптироваться к миру праворуких, считают некоторые родители, а чаще бабушки и дедушки, старательно «ломая» малыша. Однако родителям ребенка левши, решая, переучивать ли его, следует знать: для левшей выпускается все больше подходящих предметов.

Интернет-магазины в широком ассортименте предлагают канцелярские принадлежности, созданные специально для леворуких (точилки, в которых лезвие стоит другой стороной, линейки, отсчет на которой идет справа налево, специальные ножницы и так далее), «зеркальные» кухонные приборы (ножи с другой заточкой, штопоры, овощечистки и так далее), компьютерные мышки клавиатуры с удобным для леворуких расположением клавиш и даже часы с ходом против часовой стрелки. Причем многие из этих предметов (канцелярские принадлежности, прописи и так далее) стоят не дороже обыкновенных. Намного дороже «леворукие» клавиатуры и мышки, но при желании и обыкновенные можно настроить так, что они будут удобны для тех, у кого ведущей является левая рука. Минусов же у переучивания леворуких детей гораздо больше:

  • даже научившись все делать правой рукой, левша все равно останется левшой;
  • переучивание может вызвать психологические проблемы и нервные расстройства, ведь произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в точнейшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов;
  • когда взрослые заставляют детей выполнять все действия правой рукой, малыши обычно стараются, но это им плохо удается, из-за чего формируется комплекс неудачника.

Так что главная задача родителей ребенка-левши не переделать его, а помочь адаптироваться к праворукому миру, создав для него максимально удобные условия для жизни и развития.

Как определить, левша или правша ребенок

004Чтобы определить, какая рука у ребенка является ведущей, ему можно дать несколько заданий:

  1. Рисование. Ребенку предлагают нарисовать что-либо, что он захочет. После того, как он закончит, ему предлагают нарисовать то же самое другой рукой. В этом задании учитывается не только то, какой рукой ребенок работает, но и качество выполнения рисунка.
  2. Открывание маленькой коробочки. Ребенку предлагают найти спичку в одном из нескольких спичечных коробков и смотрят, как он открывает коробки. Ведущей считается не та рука, в которой он держит коробок, а та, которая совершает активное действие.
  3. Построение домика из палочек. Ведущей будет рука, которая используется более активно.
  4. Игра в мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Ребенку предлагают взять мяч, бросить его взрослому, затем несколько раз его подбросить и поймать.
  5. Вырезание ножницами по контуру рисунка из открытки. Ведущей считается более активная рука, причем не обязательно та, в которой малыш держит ножницы, так как ножницы могут быть неподвижны, а открытку он будет поворачивать.
  6. Нанизывание на иголку с ниткой бусин или пуговиц. Ведущей считается рука, которая выполняет активное действие независимо от того, в какой руке ребенок держат иголку.
  7. Открывание и закрывание пузырьков с завинчивающимися крышками. Ведущей будет рука, выполняющая вращательные движения.
  8. Развязывание неплотных узлов. Ведущей рукой ребенок будет развязывать узел, а другой его держать.
  9. Построение домика из кубиков. Ведущей рукой ребенок чаще берет, укладывает и поправляет кубики.

Для того, чтобы результаты этого теста были правильными, нельзя говорить ребенку, для чего ему предлагается выполнить эти задания. Предметы, необходимые для выполнения заданий, надо выкладывать на середину стола, на равном расстоянии от левой и правой руки. И не стоит пытаться определить, какая рука у ребенка ведущая, до того, как ему исполнится 5 лет – в этом возрасте может наблюдаться «псевдолеворукость».

Как помочь ребенку-левше: советы родителям

005Для того чтобы у леворукого ребенка не было лишних проблем в школе, научить его писать и читать лучше дома.

Для правильной позы при письме необходим сидеть прямо, опираться спиной на спинку стула, не касаться грудью стола, ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку, туловище, голову и плечи держать ровно, обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край. Тетрадь  малыш должен научиться класть ее прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы ее нижний край находился немного левее. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх: сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется уже внизу – сверху. Свет при письме падает справа. Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный поддерживает ее сверху, а большой – с правой стороны. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 сантиметров. Это чуть выше, чем у праворуких, – чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением.

Довольно часто леворукие дети затрудняется в определении правой и левой руки – в таких случаях их ведущую руку можно «маркировать» при помощи браслета или часов.

Могут возникнуть трудности и при чтении: леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежание этого ребенку нужно напомнить, откуда начинается чтение, при этом можно ориентировать его по «маркированной» руке. Если это не помогает, то можно попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог.

Хорошим подспорьем для леворуких детей и их родителей могут стать имеющиеся в продаже прописи для левшей-первоклашек и различные методические пособия, направленные на освоение того или иного навыка, где ведущей была бы левая рука.

Елена Пронина

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий