Вы сейчас просматриваете Как научить ребенка считать в уме

Как научить ребенка считать в уме

Быстро считать в уме умеет не всякий взрослый. Как же тогда научить ребенка считать в уме быстро и правильно? Достижима ли эта цель? Педагоги и психологи не видят в этом большой проблемы, в один голос утверждая, что овладеть навыками быстрого устного счета может каждый дошкольник, но чем раньше развивать у него математическое мышление, тем лучше пойдет процесс. Начинать же надо уже с двух лет.

Развиваем навыки математического мышления

с1Первое, что может и должен усвоить ребенок, это понятия «один, единичный предмет» и «много, несколько предметов». Познакомить малыша с ними – задача родителей. Сделать они это могут в ненавязчивой форме, к примеру, накрывая на стол, накладывая еду в тарелку, наблюдая за птицами во дворе, играя в конструктор, пирамидку и другие игрушки.

Так же легко усваиваются понятия «больше», «меньше» и «поровну». Сравнивать количество предметов малыши могут уже в ясельном возрасте.

Следующее, чему следует обучить малыша – это порядковый счет от одного до десяти. Будет лучше, если он не только научиться считать по порядку, но будет знать, какие цифры какому числу соответствуют. Порядковый счет хорошо усваивается, когда мама или папа считают вслух ступеньки, окошки, цветочки на них, ушки у собачки, лапки и котенка и так далее. Побуждайте малыша считать с вами вместе, дайте ему возможность подсказать якобы забытое вами число, следующее после трех, пяти, восьми. Показывайте ему цифры. Здесь будет уместно поиграть в цифры. Для этого понадобиться 5 кубиков и цифры от 1 до 5. Сделать все это можно самому из цветной бумаги. Порядок игры таков:

  1. Положите в коробку один кубик. Рядом положите цифру «1».
  2. Положите рядом второй. Поменяйте цифру на «2».
  3. Уберите кубик. Предложите малышу положить рядом нужную цифру.
  4. Доложите второй, предложите вновь поменять цифру.

В дальнейшем количество предметов, задействованных в игре, нужно увеличивать. Эта игра – часть методики обучения устному счету, предложенной Поляковым. Научить по ней считать в уме проще, чем по методикам Зайцева и Домана, при этом материальных затрат не требуется почти никаких.

 

Как научить ребенка решать в уме примеры

с2Прежде чем перейти к решению задач, нужно помочь ребенку научиться разбирать все числа от двух до десяти по составу. Другими словами, он должен хорошо представлять, на какие числа их можно разложить. Например, 5 можно представить в виде суммы 4 и 1, 2 и 3.

Важно не использовать при обучении ребенка устному счету разнородные предметы. Если вы приучите его складывать валенки с конфетами, то в школе он будет путаться при решении самых простых задач.

Освоить состав чисел и одновременно научиться решать в уме простейшие примеры поможет игра, придуманная все тем же Поляковым. Называется она «Гномики». Для нее нужны все те же кубики и коробочка. Предложите малышу представить, что кубики – это сказочные гномы, а коробка – дом. Далее действуйте по порядку:

  1. Положите в коробку кубик. Спросите, сколько гномиков в домике.
  2. Скажите, что к гномику в гости пришел еще один. Положите в коробку и «его». Спросите, сколько гномиков в домике стало.
  3. Уберите кубик (гномик ушел). Поинтересуйтесь у будущего Эйнштейна, сколько осталось в домике.
  4. Верните второй кубик, накройте домик крышей (закройте коробку), спросите, сколько гномиков в домике теперь. Так малыш начнет считать в уме, не видя предметы перед глазами.

Увеличивая от занятия к занятию количество «гномиков», вы научите ребенка считать до 10 и решать примеры в уме, а потом перейдете к сложению и вычитанию двузначных чисел. Освоить такое понятие, как «разряд числа» помогут коробки, поделенные на 10 квадратиков (по размеру кубиков).

 

Елена Пронина

Поделиться в социальных сетях